НА ПЕРЕКРЁСТКАХ ПАМЯТИ

Нынешний 40-й Московский кинофестиваль неожиданно оказался на перекрёстке юбилеев и воспоминаний о былых фестивалях и ушедших от нас великих кинематографистах. Из забвения всплыли сложные моменты памяти разных народов об одних и тех же исторических событиях. Самое время напомнить и о различных оценках и трактовках одних и тех же фильмов, в том числе включённых в разные программы нынешнего фестиваля. 
 
К сороковому фестивалю мы подобрали знаковые фильмы, показанные за без малого 60 лет его существования (не считая, впрочем, первого и уникального выпуска 1935 года). К «Коктебелю» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского и «Шапито-шоу» Сергея Лобана здесь примыкают фильмы (как правило, ранние) нынешних классиков мирового кино иранца Асгара Фархади, шведа Рубена Эстлунда, покойного поляка Кшиштофа Кесьлевского, венгра Иштвана Сабо,  китайца Вана Чуананя, которых по сути открыл Московский кинофестиваль.
 
Пожалуй, впервые за постсоветский период московский киносмотр вернул себе важнейшую функцию консолидации кинопроцесс на территории бывшего Советского Союза, а в какой-то степени Центральной и Восточной Европы. Мы отмечаем столетие кинематографий стран Балтии, сопоставляя лучшие ленты, созданные в советский период, с новейшими картинами, где конфликты и противоречия нашей раздельной и общей истории не замалчиваются, а анализируются художниками разных поколений. В конкурсе у нас представлены Казахстан и Узбекистан. Отказавшись от привычного официоза, из России мы выбрали якутский исторический эпос и провокационную русскоязычную ленту юной китаянки «Ню». 
 
Своеобразным международным ответом на селекцию 40 ММКФ стала программа «Две недели длиной в 50 лет», приуроченная к годовщине каннского «Двухнедельника кинорежиссеров». Эта программа посвящена памяти нашего коллеги Игоря Гуськова - последние годы своей рано оборвавшейся жизни он отбирал фильмы именно для этой программы. Здесь в Каннах состоялись международные премьеры таких фильмов, как «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани, «Про уродов и людей» Алексея Балабанова, «Божество» Константина Бронзита.
 
В ряду юбилеев предметом нашей особой гордости стала большая программа фильмов, приуроченная к столетию со дня рождения Ингмара Бергмана, и составленная в основном из картин, которые никогда не показывались в отечественном прокате.
 
В минувшем году мы познакомили наших зрителей с кино регионов Индии. В этом году открытием для фестивальной аудитории станет программа фильмов соседней Шри-Ланки.
 
В результате многолетних усилий и сотрудничества с Гонконгским киноархивом нам наконец удалось скомпоновать ретроспективу отреставрированных копий фильмов с участием Брюса Ли, которая включает уникальный фильм, где он снялся ещё подростком.
 
Панораму совсем молодого кино зритель найдёт в конкурсе  короткометражных лент, который мы год от года расширяем, а проблемы старших поколений перед нами раскроет возрождённая программа «Третий возраст», где представлены преимущественно страны Азии.
 
Надеюсь, что по традиции особый интерес зрителей вызовут документальные фильмы и так называемые авторские программы, о которых подробнее расскажут их кураторы.
 
КИРИЛЛ РАЗЛОГОВ
программный директор ММКФ