8 1/2 ФИЛЬМОВ



Великий актёр Алексей Баталов в одной из наших бесед произнёс когда-то вроде бы простую фразу, но такую, которая застревает в сознании именно своей снайперской точностью. Можно произнести массу слов, истратить тонны бумаги в поисках верного определения того, чего добивается автор, работая над произведением искусства. А можно просто у него спросить: «Чем сегодня удивлять будем?». Просто и ясно. И более всего трудноисполнимо именно сейчас , когда  виртуальный мир все более активно присутствует в нашем сознании, отслеживает наши прихоти и желания и тут же  предлагает нам их в удвоенном и утроенном количестве. Кино, ТВ и интернет соревнуются в том, кто кого обгонит в этой слежке. Порой даже кажется, что в этот век всеобщих бессистемных воспроизводимостей всего и вся создать оригинальный художественный продукт уже невозможно. И все, даже самые именитые, авторы обречены так или иначе себя повторять. Но именно они вдруг опрокидывают все «измы» и тренды, и в том, что еще вчера казалось отжившим или вышедшим из употребления или, наоборот, примелькавшимся из-за чересчур частого использования, находят неожиданную, «удивляющую» новизну. В нашей программе на протяжении вот уже почти 20 лет главенствуют картины, отмеченные именно этим свойством. Настоящее искусство потому и настоящее, что оно подспудно спорит с устоявшимися приемами, с новейшими технологиями, потому что оно требует от человека не потребления, а соавторства. Оно, порой оставаясь по форме консервативным (как, например,  в случае с фильмом Паоло Тавиани «Радуга») вдруг пронзает нас полузабытым дыханием трагедии времен Второй мировой, или же предлагает нам вместе с автором неожиданно, не боясь занизить градус драматизма , переосмыслить собственный стилистический код и переложить на музыку болезненные реалии трагической истории Филиппин – как это произошло с Лавом Диасом в фильме «Сезон дьявола». Безусловный тренд на возрождение лучших национальных традиций демонстрирует польский кинематограф в двух абсолютно разных, но, безусловно, прорывных картинах – в опять же, увы, обостренно  трагической, максимально приближенной к кровоточащей реальности современной Африки и при этом визуально отточенной, ленте «Птицы поют в Кигали». Или же в дебютной ленте «Нина», ставшей главным событием не только последнего Роттердамского фестиваля, но и новейшего киносезона вообще. Особое место в программе занимают не удостоенные ни единой премии на только что состоявшемся Берлинале, две блистательные немецкие ленты – «Между стеллажей» добродушного бытописателя, чуть сентиментального романтика Томаса Стубера и картина «Моего брата зовут Роберт и он идиот» саркастичного философа-визионера Филиппа Гренинга. Надеюсь, что среди этих громких лент, к которым я бы прибавил последнее амбициозное – то ли богоборческое, то ли глубоко религиозное  - творение венгра Корнеля Мундруцо «Спутник Юпитера»,  не затеряются 16 минут блестящего молодого автора из Белоруссии Влады Сеньковой с названием, почерпнутым из хита “Radiohead” – «С огромной высоты»/«From a Great Height». Всем этим авторам – и опытным, и молодым – личное спасибо «за умение удивлять». Надеюсь, что эти благодарности многим из них прозвучат от меня лично.
 
Петр Шепотинник