ВРЕМЯ ЖЕНЩИН



В наше время женский кинематограф – это массовый и заметный феномен. Сегодня мы можем говорить не только об отдельных именах женщин-режиссеров из разных стран, как это было двадцать лет назад, но о, своего рода, глобальном феномене, который позволяет нам говорить о том, что в мире появилось Women’s Cinema. Женщины-режиссеры боролись за признание много лет, используя различные методы самопродвижения, используя современные медиа и институции для утверждения своего «голоса» и авторской позиции в кинематографе.  Они использовали различные площадки для утверждения своих прав в мэйнстриме, арт-кино, экспериментальном кино, артхаусе, в которых традиционно доминировали мужчины.  Они устраивали настоящие медиа скандалы, которые взрывали ситуацию в мире кино, и меняли культурную политику фестивалей в самых разных странах.     Фестивали – лучшая возможность для женщин-режиссеров представлять свои работы на глобальных публичных площадках. Более того, как отметили Шохат и Стэм во введении к книге “Multiculturalism, Postcoloniality, and Transnational Media”: “ Глобальная природа колонизационного процесса и глобальная доступность современных медиа виртуально обязывают критиков культуры выходить за границы жестких рамок монокультур и индивидуальных наций-государств» . В этом случае лучше продвигают свои фильмы те, кто активно использует международные институции, фестивали, и демонстрирует космополитичный взгляд в своих картинах. 
 
В различных странах, в том числе в США, Китае, России, в мейнстрим до сих пор лидируют мужчины. К примеру, в Голливуде работает только 9% женщин.  Сегодня американские женщины-режиссеры и продюсеры рассуждают в социальных сетях и на страницах прессы о том, что готовы делать блокбастеры, но доступ к большим бюджетам для них до сих пор проблематичен. Альтернативой этому становятся женские институции по поддержке и продвижению проектов, особенно в странах, где исторически осуществлялось феминистское движение. Они активно способствуют фестивальной судьбе фильмов, поскольку далеко не все картины могут попасть в международный кинотеатральный прокат. Однако, фестивали сегодня – это своего рода альтернативная система проката, формирующая своего рода «космополитическую идентичность», или «космополитическое гражданство». Фестивали – это глобальное публичное пространство, собирающее международную публику, жюри и дающее женщинам-режиссерам хорошую площадку для утверждения своего «голоса». Институциализация и участие в фестивалях дают свои результаты. Женщины-режиссеры становятся сильнее как авторы с каждым новым фильмом, утверждают свои имена в глобальном киноконтексте по мере успеха фильма в международном фестивальном прокате, и порой прорываются в международный кинотеатральный прокат. Московский Международный кинофестиваль в четвертый раз представит специальную женскую программу, в которой зрителям будут предложены основные темы и проблематики современного Women’s Cinema. Кратко их можно обозначить так: сексуальность, материнство, сестринство, насилие, красота, профессионализация, медиа. Этих тем, конечно, гораздо больше, но уже названных хватит, чтобы понять, чем живут женщины в современном мире. 
 
Анжелика Артюх