BERGMAN. THE CELEBRATED AND THE OBSCURE



We are pleased to announce that the 40th International Moscow Film Festival will host a retrospective of Ingmar Bergman films on the occasion of his 100th anniversary. There are few Swedish artists who managed to bring worldwide glory to their country. Though Bergman’s name is naturally associated with the no less famous August Strindberg and Søren Kierkegaard who are deeply interrelated with his creative work and philosophy. 
 
Ingmar Bergman lived a long life (1918-2007) and was incredibly hard-working, though his health was weak since childhood. The scope of his legacy is striking in its quantity: 60 documentary and feature films, most of which were written by him, 170 stage productions! Then there are radio plays and a most informative and sincere book “Laterna Magica”
 
Few directors managed to combine film and theatre directing. Moreover, he managed various theatres and since 1968 headed his own studio “Cinematograph”, though not every one of Bergman’s films was commercially successful. The usual paradox. Movies which glorified the name of the outstanding Scandinavian artist throughout the world and which in our mind are immediately associated with the Ingmar Bergman’s name, did not necessarily pay off in his native country. On the other hand the Swedish audience welcomed comedies by the gloomy thinker which helped him to periodically mend his budget.
 
He was a hard worker bestowed with the unique world outlook which - in spite of and thanks to - all sorts of situations shaped his own cinematic language and made his works readily recognizable after seeing just one shot. As for his stage productions, according to specialists they were mostly appreciated for their sturdiness, respect for dramaturgy and psychological depth of characterization. Still Bergman called theatre his “wife” while cinema was for him his “lover”. Bergman should know better, after shuffling wives and lovers in real life for many years. Getting to know his whimsical destiny one is tempted to suppose that the director almost intentionally imbued his life with mind-boggling plots and volcanic passions so that later he could load the screen with the shocking verisimilitude of the heavy, thick experience of Northern relationships.
 
He lived to work and work was his life. Tempestuous fallings-out and reconciliations with his parents, his loves and quarrels, countless romances and five marriages, poor health and erotic adventures producing nine children, for whom he longed but whom he could not stand for long periods. Following Bergman’s quirky life it is hard not to quote Dostoyevsky, who said that God and the devil fight in the human heart. Especially so that Bergman, who was born into the family of a protestant priest, was supposed to think about our Creator since childhood. But the more he realized the insolvability of the existential abyss, the more resolutely he pushed his characters to the brink of it, while they vainly demanded an answer from the silent God.
 
Behind the outward respectability of a protestant family he saw hidden relations between his parents, who tried to conquer their own inner devils all their lives. Love and hate were tightly intertwined in his mind since childhood. His ideological opposition to his parents was coupled with pathetic love for his father and overly ardent love for his sick and insecure mother. Nevertheless Bergman’s personal history seems to have gone counter to his parents and against all rules of a Christian family.
 
Bergman’s long life saw various historical developments and first of all the second world war. One must take into account that as a young man he was fascinated by Nazism, the feeling which was later replaced by the horror at its practices. Sweden’s neutrality resembled silent collaboration with Germany. At the time Stockholm was like a northern Casablanca with lots of refugees, itinerant peddlers, diplomats, agents and spies with one of whom Bergman dived into the abyss of erotic explorations, dumping his fiancée.
 
It is hard to identify the dark expressionism of Bergman’s films with the small thriving country as Sweden became known after the war. Rather it is the drab rented flats in Bohemian parts of Stockholm where Bergman as a young man used to live with his lovers, with only the cold water and convenience outside. With the atmosphere saturated with alcohol and drugs. With his favorite neighboring theatres and roadshows. With the dim projectors which struck his imagination as a boy… He opposed color in cinema for so long!
 
Bergman’s first movie “Crisis” appeared in 1945, then among his best works are “Summer Interlude” (1950), “Summer with Monika” (1952), “Sawdust and Tinsel” (1953), “The Seventh Seal” (1957) which was awarded the Special Jury Prize in Cannes and secured Bergman a place among the best film directors. Then came “Wild Strawberries” (1957) – Grand Prix in Berlin, “The Virgin Spring” (1961), “Winter Light” (1961), the controversial “The Silence” (1962), the most talked-about “Persona” (1967), “Shame” (1968), “Cries and Whispers” (1972), “Scenes from a Marriage” (1973), “The Magic Flute” (1973), “Autumn Sonata” (1977) and finally Berman’s most large-scale project “Fanny and Alexander” winning four Oscars!
 
Olga Surkova

БЕРГМАН. ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ



Приятно сообщить, что 40-ой Международный Московский кинофестиваль украсит в этом году ретроспектива фильмов Ингмара Бергмана в связи с грядущим 100-летием со дня его рождения. Немногим шведским  художникам удавалось прославить на весь мир свою маленькую страну. Хотя рядом с именем Бергмана естественно возникают не менее известные имена Густава Стриндберга или Сёрена Кьеркегора, имевших, кстати, почти родственное отношение к его творчеству и мировоззрению.  
 
Ингмар Бергман (1918-2007) прожил длинную жизнь и был наделён необыкновенной работоспособностью, хотя с детства не отличался крепким здоровьем. Объём его наследия поражает своей многочисленностью: 60 художественных и документальных картин, большинство из которых созданы по его собственным сценариям, 170 театральных постановок! А ещё радиопостановки и редкая по своей содержательной откровенности книга «Латерна Магика». 
 
Немногим художникам удавалось в течении всей своей жизни совмещать кино с театральной режиссурой. Успевая осуществлять при этом ещё и руководство разными театрами, а с 1968-го года и собственной студией «Синематограф», хотя далеко не всякий фильм Бергмана имел коммерческий успех. Обычный парадокс. Картины, заявлявшие на весь мир о выдающемся скандинавском художнике и ассоциирующиеся у нас в первую очередь с именем Ингмара Бергмана, не всегда окупались в его собственной стране. Зато куда как более благосклонно принимались шведской публикой те комедии мрачного шведского мыслителя и лицедея, которые помогали ему латать периодическое безденежье.
 
Он был великим тружеником, наделённым тем особым мировосприятием, которое вопреки и благодаря  любым обстоятельствам, формировало его собственный киноязык, позволявший определить его автора по одному кадру.  Тогда как театральные постановки Бергмана, по утверждению специалистов, ценились скорее своей добротностью, почтительным отношением к драматургии и глубиной психологического постижения персонажей. Тем не менее, именно театр Бергман называл своей постоянной «женой», а кинематографу отводил место «любовницы». Что ж? Кому, как не Бергману, многие годы тасовавшему уже в своей реальной жизни жён с любовницами, можно отказать в точности такого ранжирования?  Ведь знакомясь с метаморфозами его судьбы, заманчиво предположить, что режиссёр почти умышленно насыщал свою жизнь такими головокружительными сюжетами и вулканическими страстями, чтобы затем загрузить свой экран порой шокирующей достоверностью тяжёлого, вязкого опыта специфических северных отношений.  
 
Он жил для того, чтобы работать, и работа была его жизнью. Бурные размолвки и примирения с родителями, любови и ссоры, бесконечные романы и пять браков, слабое здоровье и эротические приключения, в результате которых родились девять детей,  которых он жаждал иметь и не мог долго вытерпеть. Следуя за изгибами жизненного сюжета Бергмана, трудно не процитировать Достоевского, полагавшего, что полем битвы Бога с Дьяволом являются сердца людей. Тем более, что кому, как ни Бергману, родившемуся в семье протестантского пастора, было предложено с детства размышлять о Творце? Но чем мучительнее осознавалась им неразрешимость экзистенциальной бездны, тем решительнее двигал он к её краю своих героев, требовавших ответа у молчавшего Бога. 
 
Ведь за внешней добропорядочностью протестантской семьи он наблюдал потаённые отношения родителей, всю жизнь пытавшихся усмирить своих собственных бесов. Любовь и ненависть накрепко сплетались в его мироощущении с детства. А идеологическое противостояние родителям мешалось у Бергмана с жалостливой любовью к отцу и чрезмерной любовью к матери, зависимой и болезненной. Тем не менее вся личная история проживалась Бергманом, кажется, назло этим родителям и поперёк всяким правилам христианской семьи.
 
Долгой жизни Бергмана сопутствовали разные исторические катаклизмы и, прежде всего, Вторая Мировая война. Следует учитывать, что в юности он пережил увлечение нацизмом,  сменившееся затем ужасом осознания его практики. Да и весь «нейтралитет» Швеции походил скорее на негласное сотрудничество с Германией. А Стокгольм того времени напоминал «северную Касабланку», кишевшую беженцами, проезжими дельцами, дипломатами, агентами и шпионами, с одной из которых Бергман восторженно окунулся в тёмные омуты эротического опыта, наплевав на уже обручённую с ним невесту.
 
Так что мрачный экспрессионизм бергмановского экрана трудно отождествить с «маленькой и благополучной страной», как назовут Швецию в послевоенное время. Но скорее с обшарпанными съёмными квартирами богемных районов Стокгольма, в которых ютился Бергман со своими любовницами в молодые годы, с холодной водой и удобствами на улице. С атмосферой, пропитанной наркотиками и алкоголем. С любимыми им соседствующими театрами и труппами бродячих актёров. С опытом тусклого кинопроектора, поразившего его с детства… Как долго он сопротивлялся цвету в кино!
 
Первая картина Бергмана «Кризис» создана в 1945 году, а затем, отмечая лучшие его работы, следуют: «Летняя игра» (1950), «Лето с Моникой» (1952), «Вечер шутов» (1953), «Седьмая печать» (1957), получившая Специальных приз жюри в Канне и определившая место Ингмара Бергмана среди лучших кинорежиссёров. И далее «Земляничная поляна» (1957) – Гран-при в Берлине, «Девичий источник» (1961), «Причастие» (1961), скандальное «Молчание» (1962), самая обсуждаемая «Персона» (1967), «Стыд» (1968), «Шёпоты и крик» (1972), «Сцены из супружеской жизни» (1973), «Волшебная флейта» (1973), «Осенняя соната» (1977) и, наконец, самый масштабный проект Бергмана «Фанни и Александр», удостоившийся четырёх Оскаров! 
 
Ольга Суркова