ВЕК КИНО СТРАН БАЛТИИ



Небольшая ретроспектива кино трех  стран Балтии – Литвы, Латвии и  Эстонии  - прежде всего доказывает, как хорошо, когда история подбрасывает повод  не уязвленно сетовать в очередной раз на то, что нас разъединяет, а – наоборот – говорить о том, что нас объединяет, предоставляя право политикам упражняться в ожесточенных дискуссиях. Пространство кинематографа шире порой сознательно зауженных политических пространств , поэтому для российского зрителя опыт современного кино Балтии, невероятно интересен. Интересен тем, как его герои мучительно ищут варианты социальной адаптации в новой геополитической ситуации, обернувшихся для этих стран отнюдь не только привлекательной стороной. Интересен как опыт тщательного сохранения национальных традиций в обстановке глобализации, коснувшейся кинематографа в первую очередь. Да и не только национальных – современный русский язык очень часто звучит в прибалтийском, главным образом, латвийском кинематографе. Попытка соединить в этой небольшой программе, посвященной 100-летней независимости балтийских стран , кино современное и уже «советское» кино признанных мастеров – Григория Кроманова, Арунаса Жебрюнаса, Роланда Калныньша может дать удивительный эффект. Здесь словно появляется реальная возможность столкнуться тем представлением о «западе», которое теплилось в сознании советских режиссеров Балтии ,  с реальным современным «западом», всевластно обосновавшемся в этих странах Евросоюза. Но самое главное – появляется возможность увидеть, как в этих картинах сохраняются и чтутся замечательные традиции балтийских кино-классиков – Жалакявичуса, Кийска, Бренча, в искусстве которых всегда был словно заложен некий универсальный эстетический код национальной самоидентификации. Именно сейчас, в иные, в чем-то менее, в чем-то более сложные времена он особенно необходим новому поколению балтийских кинематографистов.
 
Петр Шепотинник