ОТКРЫТИЕ. КИНО ШРИ ЛАНКА



40-й Московский Международный Кинофестиваль уделил особое внимание кинематографу Шри-Ланки в очень важный период. В 2017 году мы отпраздновали 70-летний юбилей шри-ланкийского  кино. Национальный кинематограф никогда и нигде не возникает на пустом месте, в социально-культурном вакууме. Кинематограф неизбежно несет на себе отпечаток общества, культуры, исторического момента — всего, что его породило. Кинематограф Шри-Ланки — не исключение. Урбанизация культуры и сознания, капиталистическая инфраструктура, формирование понятия «национальное государство», встречи с модернизацией культуры и культурными традициями — все это жизненно важно для рождения кинематографа. Раньше у нас на Шри-Ланке считалось, что первым фильмом, снятым на сингальском языке была картина «Kadawunu Poronduwa» («Нарушенное обещание»), которую снял Б.А.В. Джаяманне, впервые показанная публично 21 января 1947 года. Позднее исследователи обнаружили, что первый фильм на сингальском языке - «Rajakeeya Wickramaya» (“Королевское приключение”) - был снят еще в 1925 году. Эта картина погибла в огне, причем как это случилось, история умалчивает. А когда на Шри-Ланке вообще состоялся первый киносеанс? Оказывается, через каких-то девять лет после того, как братья Люмьер представили публике искусство синематографа в Париже.
 
С 1947-го по 1956 год на Шри-Ланке вышло в прокат всего 39 игровых фильмов. Пока коммерческое кино становилось на ноги, в 1956 году произошло событие, которому было суждено глубоко повлиять на развитие шри-ланкийского авторского кино,  - Лестер Джеймс Перьес  снял фильм «Rekawa» («Линия судьбы»).  К тому времени Перьес несколько лет проработал режиссером в Правительственном отделе кино, он прекрасно ориентировался в зарубежном кинематографе. «Линия судьбы» знаменовала собой решительный разрыв с тем жанровым кино, которое в то время существовало на Шри-Ланке. Следующая важная веха для развития сингалоязычного кино — фильм Перьеса «Gamperaliya» («Перемены в деревне») 1965 года, в том же году удостоенный награды «Золотой павлин» на Индийском международном кинофестивале. Несколько игровых фильмов Перьеса получили признание на международном уровне, он считается одним из лучших кинорежиссеров Азии. 5 апреля 2018 года Перьес отпраздновал свое 99-летие; он — автор идеи  фильма VAISHNAVEE («Богиня дерева»), включенного в программу кино Шри-Ланки.
 
В 1974 году в мире шри-ланкийского кинематографа появился «бунтарь с причиной для бунта» Дхармасена Патхираджа. Он хотел вырваться из тесных форматов шри-ланкийского кино и освоить новые, более плодотворные направления. Его крайне раздражала мгла косной ортодоксальности как в кинематографе, так и в общественном мнении. Свой  первый игровой фильм “Ahas Gauwa” (“Одна лига неба») он снял в 1974 году. Пожалуй, трудно отыскать другой шри-ланкийский фильм, который так же высоко оценили бы эрудированные и молодые кинозрители в нашей стране. В 1975-м Патхираджа снял второй игровой фильм - «Eya Den Loku Lamayek» («Как стать взрослой»). В том же году этот фильм представлял Шри-Ланку на Московском Международном Кинофестивале,  и исполнительница главной роли Малини Фонсека получила диплом ММКФ как лучшая актриса. 
В 70-е годы в киноиндустрию Шри-Ланки пришло несколько разносторонне-одаренных  кинорежиссеров — Васантха Обейсекара, Дхармасири Бандаранаике, Д.Б.Нихалсингхе, Х.Д. Премаратне и Сумитра Перьес. Сумитра Перьес — супруга Лестера Джеймса Периеса, свой первый игровой фильм «Gehenu Lamayi» («Девушки») она сняла в 1978 году. Однако до того, как дебютировать в качестве самостоятельного кинорежиссера, она тесно сотрудничала с Лестером Джеймсом Перьесом в качестве монтажера и консультанта. Фильм Периеса «Перемены в деревне», снискавший зарубежное признание, сильно выиграл от филигранного монтажа Сумитры Перьес. Она принадлежит к числу ведущих кинорежиссеров-феминисток Азии, для этой программы выбран ее самый свежий фильм VAISHNAVEE («Богиня дерева»). 
 
Прасанна Витханаге пришел в шри-ланкийскую киноиндустрию в 1992 году со своим дебютным игровым фильмом «Sisila Gini Ganee» («Лед в огне»). С тех пор он снял восемь примечательных игровых фильмов. В 1998 году Асока Хандагама поставил свой первый игровой фильм «Chanda Kinnarie» («Лунная дама»). На его счету - тоже восемь игровых фильмов, последний из которых - «Age Asa Aga»    («Пусть она поплачет») - мы включили в эту программу; в 2017 году фильм получил несколько национальных премий в номинациях «Лучший режиссер», «Лучший фильм» и «Лучшая актриса».  Важный вклад вносит в кино и Вимуктхи Джаясундара, в 2005 году получивший на Каннском кинофестивале награду «Золотая камера» за свой дебютный игровой фильм «Sulaga Anu Pinisa» («Покинутая земля»). Совсем недавно Прасанна Витханаге, Асока Хандагама и Вимуктхи Джаясундара  сняли три фильма, объединенные под одним названием «Ему, ей, Другому» («Him, Her, The Other», 2018) для Бюро национального единства и примирения (Шри-Ланка). 
 
Эшли Ратнавибхушана,
куратор программы кино Шри-Ланки, 
президент Центра кино Азии, 
исполнительный директор и координатор жюри NETPAC (Network for the Promotion of Asia Pacific Cinema - Сети продвижения кинематографа Азии и Тихоокеанского региона)
 
Universite de la Reunion, 2011