Отчет по пресс-конференции о фильме «Стойкость»

Режиссер фильма «Стойкость» хотел объединить в ленте сразу три типа конфликта
 
20 апреля 2018 года состоялась пресс-конференция по фильму «Стойкость» узбекского режиссера Рашида Маликова. Картина участвует в конкурсе 40-го Московского Международного кинофестиваля. На пресс-конференции фильм представлял режиссер Рашид Маликов.
 
Действие фильма происходит в 1989 году. Бывший капитан советской армии Сайдулла живет в одиночестве в маленьком доме. В том же поселке живет его сын, но он не общается с Сайдуллой и не позволяет внуку общаться с дедом. Его часто посещает одно видение: в гости приходит старый армейский друг. Такой же, каким он видел его в последний раз живым – в форме, с автоматом. Однажды проходя медобследование, Сайдулла узнает, что у него рак. Жить осталось совсем немного, а надо успеть разобраться с самым важным: провести в школу воду, помирится с сыном и навестить бывшего сослуживца.
 
«Меня давно интересовала эта эпоха – конец 1980-х, драматическое время для всех постсоветских республик. Происходили смутные тектонически сдвиги, но никто не понимал, куда это приведет. Распад СССР, война в Афганистане, тщательно замалчиваемая СМИ. Кроме того, меня очень сильно привлекала Каракалпакия – там живет мало людей, суровые космические ландшафты, живет там этнический народ, они даже по-другому общаются. Летом -50, зимой +50. Все это объединилось в данном фильме», – рассказал Маликов. 
 
Он также подчеркнул, что хотел совместить в ленте сразу три типа конфликта – человека с обществом, человека с другим человеком и человека с самим собой. Что же касается названия фильма, то Рашид Маликов признался, что изначально хотел назвать ленту «Плато», однако «редактура» посоветовала назвать фильм иначе. 
 
«Мне кажется, самая большая стойкость этого человека, что он все-таки жил, ничего не сделал с собой, не наложил на себя руки, а жил достойно», – отметил режиссер.
 
Маликов рассказал и в целом про узбекский кинематограф, представителей которого он хотел бы чаще видеть в программе Московского кинофестиваля. 
 
«Хотелось бы большего присутствия узбекских фильмов. У ММКФ высочайшие критерии по художественным параметрам – значит не дотягиваем», – сказал Маликов.
 
В Узбекистане с советских времен сохранилась государственная система финансирования фильмов. В год производится около 10-12 игровых фильмов. Однако в Узбекистане, как рассказал Рашид Маликов, также существует пласт местных малобюджетных коммерческих мелодрам, которых производится «по 30-40 фильмов в неделю», но это «частный бизнес, не имеющий отношение к Госкино».