Отчет по пресс-конференции о фильме «Моего брата зовут Роберт и он идиот»

Филип Гренинг: «Верить в то, что временем можно управлять, неправильно»
 
20 апреля 2018 года состоялась пресс-конференция по фильму «Моего брата зовут Роберт и он идиот». Картина участвует в программе «8 ½ фильмов» 40-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции принял участие режиссер ленты Филип Гренинг. 
 
Лента рассказывает о близнецах Роберте и Елене. Роберт помогает девушке подготовиться к последнему экзамену по философии. Между разговорами о Хайдеггере Елена пытается выяснить, спал ли Роберт с её лучшей подругой и сама заключает пари: переспать с кем-то до окончания вуза. Если Елене это не удастся, брат заберёт ключи от «Гольфа». Если она победит – ему придется исполнить любое ее желание. Пока сестра примеряется к незнакомцам, Роберт колеблется между ролями наблюдателя и соучастника.
 
«Кино – искусство, основанное на времени. В плане восприятия времени люди очень сильно отличаются от других существ. Но наша вера в то, что временем можно управлять, она неправильна. В фильм я пытался показать, что время – это пространство, в котором происходят определенные вещи, и контролировать его не получается», – отметил Гренинг.
 
Монтаж фильма, который длится 174 минуты, занял у Филипа Гренинга 2,5 года. Режиссер признался, что хотел задать фильму определенный ритм – так, чтобы каждый зритель при этом почувствовать время по-особому, исходя из собственного восприятия. 
 
«Зритель в этом фильме не идентифицирует себя с близнецами, а находится в этом времени, становится практически третьим из близнецов. Именно такой баланс я и пытался найти, работая над этим фильмом. Я пытался сделать так, чтобы и зритель погружался в фильм, и фильм погружался в зрителя, как вирус», – отметил режиссер. 
 
В картине очень силен философский контекст и упоминаются труды известных мыслителей – Святого Августина и Мартина Хайдеггера. Это базовый материал для студентов.
 
«Мне был интересен ряд мыслей Хайдеггера. Его биография запачкана тем, что он был открытым антисемитом, и это, конечно, ужасно. Но у него есть ряд интересных размышлений – он доходил до тех областей, где язык останавливается», – считает Гренинг, с интересом относящийся и к трудам Стивена Хокинга. 
 
Что касается хронометража, то Гренинг отметил, что действительно режиссер в своих произведениях может попытаться управлять временем, но далеко не всем это качество дано.
 
«Есть режиссеры, которые умеют управлять временем. Таким был Андрей Тарковский», – подчеркнул Филип Гренинг. 
 
Рассказывая о длительности своей картины, режиссер подчеркнул, что не мог сократить ее, так как, если бы, он это сделал, то фильм превратился бы просто в «информацию о времени». В нынешнем виде картина, по мнению режиссера, «создает пространство переживания, и нужно время, чтобы в это пространство войти».
 
«На мой взгляд публика больше не хочет, чтобы ей просто рассказывали историю, она хочет именно переживаний. Поэтому картины и становятся длиннее», – подчеркнул Гренинг. 
 
Сейчас он работает над фильмом о том, какова природа искусства. 10 дней назад он вернулся со съемок в Китае, а затем собирается отправиться в Ростов Великий. 
 
«Мне интересно, зачем люди занимаются искусством, вкладывают в него столько средств. Мне интересно и восприятие людьми искусства. На мой взгляд, любой объект искусства, который можно сразу постичь, – это потеря времени. Любой фильм, становясь объектом искусства, должен оставлять желание задуматься. Я бы не хотел, чтобы при просмотре моего фильма люди вышли из зала с абсолютным пониманием всего, что увидели на экране. Я бы хотел оставить людей с вопросами и, возможно, с какими-то внутренними изменениями», – заключил Филип Гренинг.