Отчет по пресс-конференции о фильме «Спитак»

В создании «Спитака» участвовали люди, пережившие армянское землетрясение
 
20 апреля 2018 года состоялась пресс-конференция по фильму «Спитак» российского режиссера Александра Котта. Картина участвует в конкурсе 40-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер Александр Котт, оператор Петр Духовской, автор сценария Марина Сочинская, актеры Лерник Арутюнян, Александра Политик, Александр Кузнецов, Эрмине Степанян, продюсеры Елена Гликман, Тереза Варжапетян, директор Киноцентра Армении Шушаник Мирзакян.
 
Фильм «Спитак» рассказывает о самом разрушительном и самом многочисленном по числу жертв землетрясении, случившемся на территории Армении 7 декабря 1988 года. Этот день вошел в историю как день величайшей катастрофы, которая унесла 25 000 человеческих жизней и оставила без крова более полумиллиона человек. В картине рассказана история Гора, который, покинув Армению в поисках лучшей жизни, возвращается обратно после землетрясения, чтобы найти свой дом. Свою семью. Но уже поздно. Все разрушено стихией. И ему приходится заново учиться любить то, что он разрушил сам. Создатели картины называют «Спитак» фильм- реквием.
 
«О трагедии в Спитаке у меня были только школьные воспоминания, когда мы собирали подарки детям Армении – теплые носки, шарфы. Для меня это было развлечение, такое пионерское соревнование. Никакой боли в том возрасте у меня не было. С этой трагедией я познакомился, уже взявшись за проект», – рассказал Александр Котт.
 
Он отметил, что все актеры, которые приходили на кастинг в Армении, рассказывали о своих воспоминаниях о том дне.
 
«Мое понимание событий сложилось с их слов. Для каждого жителя Армении это была личная боль, потому что в любом возрасте боль рядом, чувствуется острее. Только снимая кино, я понял и глубину, и – странное слово – «торжественность» этой трагедии», – подчеркнул Котт. 
 
Сценарий ленты был написан Мариной Сочинской в 2009 году. 
 
«Это мой первый сценарий, и я понимала, что лучше писать о том, что тебя волнует. Я сама наполовину армянка, жила в Армении, очень много моих друзей как раз поехали после землетрясения туда помогать. Многое написано по их рассказам. Сценарий был написан сердцем», – отметила Сочинская.
 
Александр Котт рассказал, что, когда прочел сценарий, больше думал не конкретно о Спитаке, а о «мире и войне».
 
«Меня эта тема интересует. В «Брестской крепости» тоже мир превращается в войну. Но если там была война с врагом, то здесь – война с самим собой. Мы не знаем, в какой момент окажемся по ту сторону войны. Многие вещи, которые рассказывали актеры, помогли мне понять, что человек чувствует: когда много трагедии, перестаешь ее замечать, воспринимаешь как реальность, и в этом есть, как мне кажется, некое состояние сумасшествия. И мне интересен человек в такой пограничной ситуации», – отметил режиссер.
 
Исполнитель главной роли Лерник Арутюнян подчеркнул, что гордится участием в таком фильма.
 
«Землетрясение 1988 года – одна из трагедий моего народа. Эту национальную боль я стал чувствовать еще сильнее благодаря нашему режиссеру и работе в этой картине», – рассказал актер.
 
Его коллега по съемочной площадке Эрмине Степанян, сыгравшая бывшую жену Гора, мать его дочери Ануш, тоже вспомнила о том, что во время землетрясения ей было четыре года и тогда она не понимала, что происходит вокруг, почему все взрослые вдруг стали другими и даже перестали в тот день ругаться на детей. 
 
«Во время подготовки к работе над картиной я посмотрела множество программ, документальных фильмов про землетрясения. И меня очень сильно затронула озвученная там история, когда женщина, оставшаяся под руинами с маленьким ребенком, через три дня поняла, что ребенок умирает, и отрезала себе палец, чтобы накормить его своей кровью. Это для меня и стало основой для роли», – поделилась Эрмине Степанян.
 
Российский актер Александр Кузнецов подчеркнул, что работа с армянскими актерами, с людьми, которые пережили ту трагедию и помнят о ней, была крайне важной.
 
«Мы готовились к этой работе, но главное, что мы находились рядом с людьми, которые реально прошли Спитак, с людьми, которые были маленькими, когда случился Спитак, и с людьми, которые относятся к этому очень трепетно и серьезно», – подчеркнул актер.
 
Для постоянно работающего с Александром Коттом оператора Петра Духовского также была крайне важна работа с актерами, но, кроме этого, он столкнулся на «Спитаке» с новыми профессиональными вызовами.
 
«У меня была новая задача – мы все снимали ручной камерой. Это позволяло не со стороны смотреть на происходящее, а быть как бы участниками, очень близко ко всему. За счет этого у меня был постоянный контакт с актерами, я входил с ними в какой-то резонанс. Мне показалось это очень интересным, и мы сейчас даже снимаем другой проект – тоже многосерийную телевизионную работу ручной камерой», – рассказал Духовской. 
 
По словам российского продюсера ленты Елены Гликман, в массовых сценах участвовали непрофессиональные актеры, а люди, которые пережили трагедию. Причем многие из них приводили на площадку своих родственников, детей, чтобы и они вспомнили о том времени. 
 
Работа над фильмом шла в течение трех лет. Сам сценарий от Марины Сочинской продюсер получился в 2012-м году – к тому времени автор прошла уже многие российские продюсерские компании, но никто не решался взяться за подобный проект. Гликман признается, что ей пришлось очень долго искать средства на производства этой картины. Продюсер несколько раз подавала заявки на господдержку со стороны российских Фонда кино или Минкультуры. Пока пост министра не занял Владимир Мединский, чей отец участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении. И тогда заявку поддержали. Также фильм на начальном этапе был поддержан каналом «Россия 1». Однако средств на производство все еще не хватало, и тогда Елена Гликман решила найти армянских партнеров. Благодаря личным контактам Гликман познакомилась с Терезой Варжапетян. Так фильм получил поддержку Министерства культуры Армении и Киноцентра Армении. Фильм также поддержал европейский фонд «Евримаж». 
 
«Для Армении события 1988 года были не просто трагедией. Это трагедия, которую помнят все. Нас поразило аккуратное отношение Александра Котта, Петра Духовского, Елены Гликман к этим воспоминаниям и соответственно к созданию этого фильма. Мы за это все благодарны», – отметила Тереза Варжапетян
 
Директор Киноцентра Армении Шушаник Мирзакян также поблагодарила съемочную группу за то, что они «решились снимать фильм на такую тему». 
 
«Для двух наших стран это очень знаковый фильм, и, я думаю, что было бы правильно, если 7 декабря фильм вышел бы сразу в обеих странах. Мы прилагаем для этого все усилия. Прокат хотим сделать раньше, а 7 декабря – показать фильм по центральным телеканалам России и Армении», – заключила Гликман.