Отчет по пресс-конференции о программе «Бергман. Известный и неизвестный»

20 апреля 2018 года состоялась пресс-конференция по программе 40-го Московского Международного кинофестиваля «Бергман. Известный и неизвестный. В пресс-конференции приняли участие куратор программы, киновед Ольга Суркова, продакшн-менеджер фильмов Бергмана Катинка Фараго, директор фонда Бергмана Йан Холмберг и атташе по культуре Посольства Швеции в России Стефан Ингварссон. 
 
«Когда я писала диссертацию про новую шведскую волну с отдельной главой, посвященной Ингмару Бергману, посмотреть все его картины было практически невозможно. На те просмотры, что были, собирались толпы людей. А сегодня вы можете спокойно увидеть огромную программу фильмов Ингмара Бергмана на ММКФ. Нам тогда и не снилось посмотреть все эти фильмы подряд», – рассказала Ольга Суркова. 
 
В программу ММКФ вошла 21 работа шведского режиссера – это как и его самые известные картины, так и фильмы, которые ранее не показывались в России. 
 
«Бергман остается известен всему миру как режиссер, но не стоит забывать, что он много работал в театре. Может быть, даже больше, чем в кино. Более того, для многих своих фильмов он сам писал сценарии, но писал он и не только сценарии. Вот эти три стороны творчества – кино, театр и тексты – очень важны для понимания Бергмана. И эти три стороны ему удавалось совмещать. Осенью и зимой он ставил спектакли в театре, весной писал сценарии и летом обычно уже снимал фильм», – рассказал Йан Холмберг.
 
Ассистент по работе со сценариями и продакшн-менеджер 19 фильмов Ингмара Бергмана Катинка Фараго попала на работу к режиссеру в 17 лет.
 
«Я с 14 лет начала работать на киностудии. И вот когда окончила школу, мне было 17 лет, меня поставили работать к Бергману. Я тогда спросила: «Почему я?» И мне ответили: «Потому что больше никто не хочет», – поделилась воспоминаниями Фараго. 
 
Она рассказала, что хотела бросить свое дело после съемок фильма «Волшебная флейта», так как ей очень тяжело далась работа с оперой, музыкой. Проблемы были и на съемках ленты «Стыд», так как исполнительница главной роли, норвежская актриса Лив Ульман не говорила на шведском языке, что осложняло работу, и тогда Фараго сказала Бергману, что Ульман должна выучить язык. Интересный случай произошел на съемках «Седьмой печати». Сцену шахматной партии рыцаря и Смерти снимали на западном побережье Швеции, она должна была происходить с вечера до рассвета, но солнце, как известно, восходит на востоке, поэтому эту сцену «пришлось снять в обратном порядке». 
 
«Особая гордость – это фильм «Фанни и Александр». Бергман никогда не верил в то, что в Швеции можно полностью снять этот фильм, говорил, что для этого нет студии, что нельзя сшить костюмы. Он это делал под впечатлением от посещения Баварской киностудии. Но мне очень хотелось снять весь фильм в Швеции – в том числе и потому что в нем задействовано 65 актеров-шведов и вывозить всех в какую-то другую страну, было бы затратно. И у нас в итоге получилось полностью снять фильм в Швеции», – рассказала Фараго.